Почему не стоит сюсюкать ребенка? Мнение психолога. Почему нельзя сюсюкать с ребёнком Сюсюканье с ребенком
По поводу сюсюканья
очень часто высказываются достаточно противоречивые мнения. Одни говорят, что сюсюканье
с ребенком до трех лет не только не вредно, но и жизненно необходимо. Другие утверждают, что с самого рождения ребенок должен слышать только правильное произношение слов, без упрощений и искажений. Для начала надо разобраться, что такое сюсюканье
и почему оно вызывает у родителей, воспитателей и учителей столько споров и разногласий.
Во-первых, под сюсюканьем
понимается чаще всего любое искажение
или упрощение
слов и словосочетаний. Если упрощение некоторых сложных в произношении слов воспринимается более сдержанно и оправдывается недостаточно развитым речевым аппаратом ребенка и трудностями восприятия и запоминания, то намеренное искажение простых слов вызывает у многих чаще всего резкий протест.
Во-вторых, при общении с ребенком до года употребление каких-либо слов, кроме двухсложных типа «папа», «мама», «баба» и «деда» вызывает определенные трудности. После года, когда ребенок понемногу начинает сам более-менее четко произносить подобные слова, можно постепенно переходить к более сложным формам. Вот тут-то и надо особенно внимательно следить за тем, что ребенку преподносят и как он это воспринимает.
Очень часто любящие бабушки и дедушки, а ведь, как правило, именно они и являются первыми воспитателями ребенка, совершенно не отдавая себе отчет, коверкают слова, передразнивают ребенка и подстраивают под него свою речь. Винить их в этом не стоит, они делают это не со зла, а от большой любви. Однако родителям надо иметь в виду, что шепелявое , невнятное произношение слов может надолго запомниться ребенку, станет для него нормой . Переучить его будет практически невозможно.
В детском садике нередко воспитатели продолжают эту «славную традицию» бабушек и дедушек, продолжая общаться с ребенком на таком вот своем «птичьем языке» . Результатом всего этого является то, что многие дети при поступлении в школу произносят некоторые слова именно так, как они привыкли произносить их дома и в детском саду. У логопеда может сложиться неверное представление о том, что ребенок страдает дефектами речи, а на самом деле он просто не знает, как надо правильно произносить эти слова. Эффект усиливается, когда при общении с ребенком коверкаются не только слова, но и вообще звуки речи .
Мало того, если родители захотят переложить часть своих воспитательных забот «на плечи», например, видеопроигрывателя, то их ждет глубокое разочарование – многие мультфильмы, в том числе обучающие и познавательные озвучены с явным коверканьем слов по образцу «детского лепета». По мнению создателей подобных «шедевров» дети так охотнее слушают и лучше воспринимают происходящее на экране. Кстати, доверять свои заботы бездушным механизмам вообще не стоит, поскольку у ребенка может совсем пропасть охота к живому общению. Говорить что-то себе под нос он будет, но вступать в диалог вряд ли захочет.
Каких-то полвека назад, когда были популярны виниловые пластинки и катушечные магнитофоны, студия Грамзаписи выпускала множество аудиоматериала со сказками, пьесами, детскими песенками, в том числе колыбельными. О коверкании слов там не могло быть и речи, такую запись просто не пропустила бы строгая цензура. Сказки читались профессиональными дикторами и чтецами, а песни исполнялись профессиональными певцами или хором. И ведь речь подавляющего большинства детей уже в четырехлетнем возрасте была поставлена очень хорошо. Конечно, полагаться на подобные суррогаты живой речи также не следует. Обязательно нужно читать ребенку книжки вслух, рассказывать ему сказки на ночь, чтобы он видел движение губ , видел, как надо говорить.
Что касается самой интонации произнесения слов, то тут сюсюканье в раннем возрасте играет положительную роль. Дело в том, что у ребенка в раннем возрасте, когда у него только начинает развиваться внимание, любая речь взрослых воспринимается как монотонный шум, поскольку он не знает значения слов. Когда обращаются к ребенку с любовью и лаской, с высокими интонациями и с улыбкой, сюсюкая, он воспринимает это как очень важную для себя информацию и невольно начинает подражать движениям губ, языка, пытаясь это повторить. Чем раньше ему это удастся, тем лучше. Естественно, что повторить он сможет только очень простые слова.
Из всего вышесказанного следует, что общаться с ребенком надо нормальным языком, без коверканья слов и звуков. Допускается уменьшительно-ласкательная форма слов, которая позволяет облегчить общение с ребенком. Обязательным условием при общении с ребенком является близкий контакт, ребенок должен видеть рот говорящего человека, чтобы правильно воспроизвести все услышанное. В детском саду следует обращать особое внимание на то, на каком «языке» общается ребенок.
Во время прогулки в парке, делая покупки в супермаркете, проходя мимо детских площадок, все мы хотя бы раз наблюдали милое общение родителей или бабушек и дедушек с детьми. Счастливые взрослые, переполненные чувством любви и нежности, зацеловывают своих малышей, обнимают и сюсюкают с ними. В такие моменты взрослые люди искренне счастливы и открыты.
Многие из нас умиляются таким картинам проявления чувств и общения, а кто-то скептично осуждает сюсюкание. Что же такое сюсюкание и какие могут быть его последствия?
Что значит «сюсюкать»
Заглянув в толковый словарь, прочтем, что «сюсюкание» – это речь с заменой одних звуков другими и подстраивание речи под детскую, а также это обращение с кем-либо, как с маленьким. Рассмотрим эти значения слова.
Сюсюкание – это имитация детской речи взрослыми людьми. Сюсюкают, как правило с малышами, особенно новорожденными. Мама и папа, привыкая к роли родителей, купая, одевая, убаюкивая ребенка, могут сюсюкать с малышом. Бабушка и дедушка готовы не выпускать внуков из рук, не сводить глаз и все свободное время посвящать только им, особенно, если они видят их только по выходным. Объект обожания хочется обнять, поцеловать, приласкать даже словом, «сюсюкая». Это один из возможных проявлений прилива чувств – радости, нежности, счастья.
Сюсюкать – обращаться с ребенком, как с маленьким.
Конечно, ребенок маленький. И он всегда будет меньше вас, но это вовсе не значит, что он беспомощен.
Уже в год малыш начинает проявлять самостоятельность – пытается есть ложкой, пить из кружки, мыть руки, умываться, чистить зубы, обуваться. И совсем неважно, что это пока получается не идеально, зато это первые шаги к самостоятельности, продиктованные желанием копировать родителей и быть как они.
Когда же взрослые делают все за ребенка – кормят, одевают, обувают, они ограничивают его возможности.
Замена имени уменьшительно-ласкательными словами – зайка, котик, пупсик, солнышко тоже сюсюкание. Такое обращение ласково и трогательно, но не стоит забывать, что оно вторично, после имени. Ребенок запоминает свое имя к концу первого месяца жизни. Значит и другие обращения он тоже запоминает. Не усердствуйте с лапочками и зайчиками, ведь именно через свое имя маленькое создание понимает свое место в семье, доме, жизни.
Причины сюсюканий
Причин, по которым взрослые начинают сюсюкать с детками, несколько:
- эмоциональней выплеск. Чувства переполняют при виде маленького создания и выход им взрослые находят в имитации детской речи и огромному количеству ласкательных слов;
- уважение к личности и миру ребенка. Чтобы заслужить доверие ребенка, понять его игру или интересы, взрослые пытаются проникнуть в его мир. Они начинают общаться с малышом, играть и как следствие подстраивать свою речь к детской, адаптируя ее к ситуации;
- инфантильность взрослого, которая является следствием эмоциональной и социальной незрелости, а также отсутствие должного уровня образования.
Возможные последствия сюсюканий для речи
Как утверждают специалисты, затянувшиеся сюсюкания в семье или замена обычных слов «машина, кукла, кот, кушать» упрощенными «бибика, ляля, кися, ам-ам» совсем не тормозит развитие речи малыша. Нужно понимать, что некоторые слова малышу сложно выговорить в силу возрастных возможностей. Но будьте мудры, не предоставляйте ребенку упрощенные слова, оставьте это для его творческой фантазии. Если малыш не сможет выговорить слово, то подберет ему замену – что-то похожее или ассоциативное. А это еще одна запись в семейный альбом с пометкой «гордимся достижениями».
Поддерживайте малыша, не исключайте возможности самим употребить новоизобретенные им слова. Важно то, что ребенок понимает вас, а вы понимаете его.
Такое общение не тормозит развитие речи, зато рождает понимание и доверие в общение с маленькой личностью.
Малыш взрослеет и говорит с каждым месяцем все больше. И при условии нормального развития, к шести годам все звуки станут четкими, а слова правильными. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к логопеду или психологу.
До шести лет не стоит зацикливаться на том, чтобы постоянно исправлять речь малыша. Это будет вносить только раздражение в общение и вселять неуверенность в малыша. Выберете другую тактику – чем ребенок старше, говорите с ним все более правильно, и малыш, следуя вашему примеру, выговорится. Зато за эти шесть лет – вы станете ближе друг другу, будете понимать и доверять. Вы будете гордиться достижениями своего ребенка, а он уверен в себе благодаря вашей позиции – поддержки и любви.
Возможные последствия сюсюканий для воспитания
Сюсюкание в воспитании и затянувшееся отношение к ребенку как к маленькому – это ограничение свободы его действий и, как следствие – задержка взросления.
Каждому возрасту свойственны свои открытия и достижения, а со временем это переходит в обязанности. Малыш до года просто не обойдется без посторонней помощи. Но уже в год он проявляет желание что-то делать самостоятельно. И так должно быть.
Конечно, всегда торопящейся маме проще самой одеть ребенка и помыть ему руки – это и быстрее и качественнее. Но в течение дня старайтесь найти время и предоставить ребенку возможность сделать это самому.
Самостоятельность и желание помочь должны приветствоваться. Не включайте ребенку мультфильм, если он пытается участвовать в общем деле. Озадачьте его заданием, посильным для возраста, и хвалите ребенка, тем более, что есть за что. Одна из первых обязанностей ребенка – порядок в игрушках, потом уборка комнаты, полив цветов и забота о домашних питомцах.
Не сюсюкайте и не ограничивайте детей, они маленькие, но не беспомощные.
Постоянные сюсюкания и навязывание мысли – «ты еще маленький, разобьешь, прольешь, плохо сделаешь» – воспитывают у ребенка неуверенность в своих силах и осознание, что все сделают за него. Видение себя самого и в глазах взрослых маленьким ребенком со временем грозит безответственностью, нежеланием и невозможностью принимать решения и тем более нести за них ответственность.
Задача родителей – не ограничивать естественное стремление ребенка к самостоятельности и независимости.
Как оградить ребенка от внешнего сюсюкания
Родители уже свыклись с мыслью, что они стали папой и мамой, прилив любви и нежности трансформировался в заботу и воспитание. Но как же быть с бабушками и дедушками, которые зачастую видят внуков на выходных, а то и реже? Чрезмерная опека, сюсюкания и постоянное желание все сделать за внучат – обуть, одеть, накормить – присутствуют в общении бабушек и дедушек. Ссылаясь на возраст и жизненный опыт, они объясняют, что детство не вернёшь, а это самый беззаботный период жизни, счастливый и радостный.
Правильно было бы сразу выстроить правила, проговорить их и попросить придерживаться. Если же правила не нашли поддержки в глазах старшего поколения, стоит использовать тактику «похвала и напор»: «Мамочка, папочка, вы же в меня сколько вложили, сколько дали, столькому научили, доверься мне, теперь я передам вашу науку своему ребенку. Время идет, меняются подходы к детям взгляды на их воспитание. Поэтому доверьтесь мне, главное, что мы все любим наше сокровище, в котором каждый видит себя».
Задумываясь над вопросом, как правильно воспитывать ребенка и сюсюкать ли с ним, родители должны ответить на вопрос, какого результата от они хотят достичь. А правильный подход в воспитании – залог будущего успеха ребенка.
Они - наши милые, нежные и самые любимые.. Глядя в наивные и самые доверчивые глазки своих малышей, мы хотим казаться им доступнее, понятнее и ближе. И в этой точке общения наступает место самой распространённой ошибке взрослого.
Так почему же нельзя сюсюкаться с ребёнком, шепелявя, картавя или коверкая слова и звуки?
Ничего сверх научного в этом вопросе нет. Помните одну главную истину: ребёнок всё понимает, всё слышит и хочет также быть понятым взрослым. Дураков среди детей ровно столько же, сколько и среди взрослых. Не стоит опрометчиво думать, что ваши сюсюканья с малышом станут приятнее или понятнее. Разговаривайте всегда и везде с вашим малышом нормальным вашим привычным голосом. Стоит ли тут упоминать о последствиях такой распространённой ошибки? Ведь все наши коверканья очень быстро и легко передаются ребёнку. Он как губка впитывает всё, что слышит извне.
Таким образом, речь малыша может существенно отставать в развитии и быть достаточно долго непонятной и неразборчивой. Последствия таких сюсюканий придётся устранять уже у логопеда.
Вторая очень распространенная логопедическая проблема молодых мам и бабушек – это насыщение словарного запаса ребенка несуществующими в родном языке словами типа «би-би», «ням-ням», «пи-пи» и т.п. Если описанное выше объяснение вас не убедило в том, что ребенок достоин нормального общения и не нуждается в упрощении, подумайте хотя бы о том, что, запомнив эти слова, ребенок когда-то должен будет с неизбежностью обучиться новым - настоящим.
Понимаю, что такое серьёзное заявление, как отказ от «пи-пи» и «ням-ням» , может вызвать ряд вопросов от молодых родителей. Но всё же настоятельно рекомендую обратить внимание на эту проблему и прислушаться к совету. Вдумайтесь, ребенок, зная, как звучит слово правильно, но, не имея возможности произнести его самому, будет стремиться произнести слово так, как оно могло бы звучать из детских уст и максимально напоминало изначальную форму. Само собой, что такие слова будут не намного понятнее тех же «би-би» или «ав-ав» , но это будет шагом на пути к правильному произношению, а не промежуточным словом-символом, от которого позднее всё равно необходимо будет отказаться. Кроме того, символичные слова – заменители от родителей чаще всего не склоняются. Это затрудняет восприятие ребёнка грамматической стороны произношения . Применяя обычную речь без сюсюканий и заменителей слов, мы тем самым приучаем малыша к сложному восприятию языка с учётом грамматических и фонетических звучаний.
Дети - это наше всё! Это наше будущее и наше настоящее. И как бы ни хотелось выразить своим заискивающим сюсюканьем максимальную любовь к малышу, пожалуйста, помните, что это вполне понимающие почти самостоятельные и взрослые люди. Относитесь к ним как к равным!
24 июня, 2016Когда вы увидели впервые новорожденного, у вас, скорее всего, язык не поворачивался заговорить с ним по-взрослому. Невольно звучали «пусичка», «масичка», «заинька», «бусичка», «котенька» и другие перлы. Такое общение - яркое проявления сюсюканья. По этому поводу можно услышать довольно противоречивые мнения. Кто-то без опасения утверждает, что до трех лет такая лексика вполне допустима и никакой опасности нет. Другие яро протестуют: уже с первых секунд жизни дети должны слышать речь без малейших упрощений и каких-либо искажений слов. По каким же причинам родители, психологи и даже логопеды так расходятся во мнениях?
Взгляд педиатра
На вопрос, нужно ли разговаривать с грудными детьми, врачи отвечают однозначное «Обязательно!». Уже на 4-5 неделе у ребенка возникает повышенный интерес к тому, как говорит человек. Он учится понимать речь окружающих взрослых. Намного позже, в 5-6 месяцев возникают более четкие речевые звуки, которые называются «лепет». В 9-10 месяцев от малыша можно услышать простые, но осмысленные слова (мама, папа). Опасность таится после первого года рождения. До этого произношение каких-либо других слов, кроме двусложных, вообще было затруднительным. Когда малышу исполнится год, можно тренироваться выговаривать более сложные слова, и это как раз тот момент, когда нужно следить за тем, что он услышит и в каком виде.
Где берется «уси-пуси» и насколько далеко оно может зайти?
Кто же первый начинает сюсюкать? Мамы и бабушки, которые стараются адаптировать свою речь под ребенка и, как оказалось, очень зря. Конечно, обвинять их в этом нельзя, ведь это все из любви и желания заботиться, проявляя таким способ ласку. Но мало кто задумывается, что искаженное произношение фиксируется в памяти детей надолго, а в результате становится нормой. Переучивать потом ой как сложно.
Продолжают традицию общения на «птичьем» языке уже воспитатели в саду или та же няня ребенку 4 лет, которой доверили такой важный этап детского развития. Пока что эта проблема кажется не такой уже и серьёзной, возможно, вы вообще не обращаете на это внимание, но в 6-7 лет негативные последствия уже будет тяжело устранить. Многие первоклассники продолжают разговаривать слишком «по-детски» - так, как с ними говорили дома и в детсаду. Школьный логопед может подумать, что у ребенка есть дефекты речи, но на самом деле он попросту не усвоил, как правильно говорить.
Так почему у многих нянь и родителей возникает желание сюсюкать со своими и чужими детьми?
Причина первая - неумение выражать чувства. Действительно, людям иногда просто не хватает слов передать свои эмоции. Они есть, но проблема в другом: нет культуры их выражения. И этому нужно учиться родителям. Просто проявляйте доброту и тепло, используя всего два доступных и действенных психологических инструмента - мягкую интонацию и пониженный тембр. Если ребенку повезет никогда не услышать «ути пути», он будет прекрасно понимать то, что ему хотят сказать.
Причина вторая - отсутствие искренних чувств. В голове взрослого формируется установка: «Это же маленький ребенок, его надо любить» и все такое. Но любовь ведь не в такой манере общения, она не в замаскированной под несерьезностью взрослости. Попытки упростить восприятие слов больше мешают, чем помогают настроить ребенка позитивно. И если родственники, знакомые, воспитатели, пусть даже самые близкие друзья обращаются к вашему ребенку в стиле «ути, моя манюнька» или «уси-пуси маленькая деточка», не постесняйтесь попросить их общаться нормальным языком.
Причина третья - инфантильность самих взрослых. Это проблема неправильно сформировавшейся личности, застрявшая корнями еще в детстве. В особенности это касается женщин. Но не надо проектировать свои инфантильные черты на ребенке - ни на своем, ни на чужом. Не зря говорят: не беритесь за воспитание детей до тех пор, пока не воспитаете сами себя. Решайте эту проблему самостоятельно, малышу же оставьте любовь, ласку и нормальное общение.
У мамы возникнет логический вопрос: получается, нельзя даже называть детей уменьшительными именами? Можно, достаточно просто не выдумывать синонимы для элементарных понятий, заменяя «кушать» на «ням-ням», а кипит на «буль-буль». Называть вещи своими именами вовсе не означает быть строгими и равнодушными мамами, бабушками, сестрами, а детям, особенно самым маленьким, порой достаточно лишь почувствовать предрасположенность в голосе.
Почему нельзя сюсюкаться с детьми?
Одно из проявлений любви в нашем мире, есть предмет сюсюканья с детьми или любимыми. Таких людей можно назвать сюсюкающими. Свою любовь они проявляют сюсюканьем с детьми и с теми людьми, которых любят. На первый взгляд сюсюканье может показаться безобидным и даже смешным, однако как говорил в своих прошлых статьях, мракобесие периода Кали-юга сделало свое темное дело и люди перестали предавать значение словам. В то время как монахи учатся заново думать и говорить, превращаясь, таким образом, в просветленных людей, мирские жители на мысли, слова, и речи порой не скупятся, со всеми вытекающими последствиями.
Так что же за последствия такие?
Дело в том, что Земля уже перешла в четвертое измерение и даже перескочила, и немного внедрилась в , а это значит, что многие жители Земли обрели способность воплощать в жизнь не только свои слова, но и мысли. Если в период проживания Земли в третьем измерении людям нужно было годами кряхтеть и пыхтеть, чтобы что-то воплотить в своей жизни, то сейчас для многих эта задачка далеко позади. Поэтому, не удивляйтесь, если вы вдруг чего-то пожелали от всей души и это мигом исполнилось. Ваш покорный слуга периодически проживает подобное, поэтому данная информация взята не из пустого воздуха и вымысла.
Собственно , которую ваш покорный слуга создал, является первым шагом к мгновенной материализации своих желаний и на данном этапе, для вас убрано время, которое ранее затрачивалось на реализацию производимых товаров. Чем быстрее вы поймете принцип работы товарообменной площадки, тем быстрее перейдете на более высокий уровень пятого измерения, где ваши желания будут осуществляться еще быстрее. И еще важный момент, пока вы будете жить только для своих удовольствий и потребностей, быстрого перехода в пятое измерение не ждите, потому, что там люди живут для других! Все очень просто и пока люди этого не поймут, то ни о каких мгновенных материализациях автомобилей, домов и прочего речи быть не может!
Возвращаемся к сюсюканьям
Как сказал выше, невежественный человек не следит за своими словами, мыслями и делами, а воспринимает это как должное, а отсюда все страдания современных мамаш и папаш.
Вспомним такое понятие как аутотренинг и советский фильм «Самая обаятельная и привлекательная!». Собственно в фильме показано преображение невзрачной девушки в прекрасную девицу с помощью банального аутотренинга. Как говорил в прошлых статьях, если человеку все время говорить, что они свинья, то через время в таковую и превратится. В итоге такой обращенный человек будет выглядеть как человек, но скорее будет похож на свинью, и даже иметь соответствующий запах.
А теперь к этому прибавьте приближение людей к пятому измерению и поймете, что эффект от слов и мыслей будет только усиливаться. Поэтому, когда мама говорит все время своему ребенку слово подобное «буньць», то дитя будет периодически падать, создавая проблемы ушибов на руках и ногах. Если избранница все время говорит своему любимому «мой хрюшка», то в итоге получит желаемое. Если ребенку все время говорить «обезьянка», как итог получим подрастающую обезьянку и далеко неприятного в воспитании человека. Кроме этого, у детей ломается лексика языка и правильное восприятие мира.
В том числе читая сказки детям, нужно пояснять смысл этих сказок, в противном случае, ребенок вырастет с увеченным восприятием мира. Если родители не понимают смысла сказок, то лучше героев приравнять к современным аналогам и персонажам, чтобы ребенку было на кого равняться. В любом случае, в интернете и на Ютубе появились толкователи значений сказок, и сказочных понятий. Если родители сами не готовы к переменам грядущего, то и ребенок будет к ним не готов!
Лучше всего уже начинать детей подготавливать к славянскому языку, потому как грядет смена власти в мире с западной на восточную, где доминирует славянский язык, и который ближе по смыслу к большинству народов мира.
Всем процветания!