Ребенок хочет оставаться дома один. Когда оставлять ребенка одного дома? Ищем грань между заботой и паранойей
В жизни случается множество ситуаций, когда маме срочно нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Сбегать за старшим в школу, пока малыш спит. Купить батон хлеба, пока ребенок занят играми, а на улице ужасная погода и одевать чадо нет ни времени, ни сил. Сводить младшего к врачу, в то время как старший делает уроки. И так далее, и тому подобное.
Можно ли оставить ребенка одного, и на какое время? Все обойдется? А вдруг что-нибудь случится в ваше отсутствие? На эти вопросы никто не даст однозначного ответа.
- Научите, как позвонить маме
Нередко уже чуть ли не с 3-4-х летнего возраста дети неплохо . Почему бы не использовать достижения прогресса всем во благо? Даже когда мне приходилось оставлять детей в каком-то детском клубе, я выделяла им сотовый телефон, заранее объяснив куда нажать, чтобы взять трубку и набрать мой номер.
- Используйте современные технические средства
Если родительское беспокойство зашкаливает, всегда можно воспользоваться такими современными техническими средствами, как встроенные вебкамеры с прямой трансляцией на сотовый телефон.
- Научите не открывать никому дверь
Что касается такой неприятной темы, как , не стану вдаваться здесь в подробности, а посоветую отличную книгу Л.Петрановской из серии - «…ты один дома, а в дверь звонят».
А вообще, если уж совсем серьезно подходить к вопросу, хорошо было бы повесить куда-нибудь на самое видное место что-то типа постеров с картинками а-ля «что делать и чего точно не делать, когда ты дома один».
«Мама, не уходи, я боюсь»
Психологический комфорт ребенка - тема не менее важная, чем его безопасность. Если ребенок чувствует себя уверенно и даже сам мечтает остаться один, чтобы побыть «взрослым» - значит, такую возможность стоит ему предоставить на некоторое время.
Если же он чего-то боится, всячески противится даже мысли о том, чтобы остаться одному - возможно, время еще не пришло. Отлучаться все равно придется? Тогда надо постараться заранее подготовить, морально настроить малыша.
Мы, например, сына пробовали оставлять одного только лет в 7-8. И он обычно совсем не возражал. При этом в свои шесть дочка даже и помыслить не может остаться не то, что одна, а даже с братом вдвоем. Бывают дети, которым некомфортно даже оставаться одним в комнате, при том что в квартире есть кто-то из взрослых.
Тут все индивидуально. Например, что , для городского может оказаться испытанием. Для людей, живущих в деревне, даже сама проблема «оставлять или нет» может показаться преувеличенной. С рождения все пространство вокруг воспринимается как большой дом. Там нет , характерного для многоквартирных домов. Детей часто оставляют одних с раннего возраста и сильно за них не переживают.
Но даже если ребенок вас спокойно отпускает, глядя в телевизор, или, увлеченный игрой в конструктор, говорит «ладно, иди», - не стоит забывать, что через пару секунд, как только вы выйдете из дома, его может охватить паника. И тот факт, что он остался один дома, дойдет не скоро (ему еще придется вспомнить, что вы говорили о том, когда вернетесь). Поэтому мы обычно несколько раз напоминаем сыну, если планируем уйти и .
Как это организовать?
- Готовьте к расставанию постепенно
Начиная с нескольких минут отсутствия и так потихоньку увеличивая это время. Если оставляете впервые, расспросите, как он провел время, какие мысли посещали, что происходило в ваше отсутствие. Так и ребенок, и вы сами будете чувствовать себя увереннее при временном расставании.
- Не стоит оставлять ребенка одного в квартире спящим
Особенно это соблазнительно в раннем возрасте. Но с точки зрения безопасности, и с позиции стресса для детской психики это очень небезопасное решение. Часто родители начинают с того, что в моменты, пока ребенок спит, быстро пытаются куда-то «сбегать». В магазин, например. И рано или поздно сталкиваются с тем, что возвращаются не к мирно спящему малышу, а заикающемуся от слез ребенку, не желающему отпускать маму в ближайшие несколько месяцев даже в другую комнату. И перед каждым засыпанием вопрошающего (если уже умеет говорить): «А ты точно никуда не уйдешь, пока я сплю?»
- Оставляйте «заместителей»
Было бы хорошо обеспечивать ребенка возможностью отвлечься - как правило, это могут быть мультфильмы или планшет с игрой, или пусть поговорит с родственниками по телефону или по скайпу.
- Научите пользоваться часами
Здорово, если ваш ребенок умеет . Это помогло бы ему примерно понимать, на сколько вы ушли и когда вас ожидать.
При этом всегда важно точно выполнять обещанное . Если мы задерживаемся хотя бы чуть-чуть дольше условленных рамок (будь то песочные часы, часы со стрелками или количество просмотренных мультфильмов), то есть риск, что в следующий раз ребенок не будет нам доверять.
- Возвращайтесь засветло
Для большинства детей наиболее тревожно оставаться одним в темное время суток. Сын одной моей знакомой, которая задержалась до глубоких сумерек, сидел перед компьютерной игрой, которая ему давно надоела, и боялся пойти в туалет; более того, он боялся даже встать и зажечь в комнате свет. Поэтому я стараюсь не оставлять детей одних, когда стемнело.
А вообще, лично мне нравилось оставаться одной. Неожиданно, те домашние вещи, которые обычно казались совсем неинтересными, приобретали особый смысл и ценность. Я изучала старые сервизы, пролистывала взрослые книги, мерила мамину одежду, а пространство, наполненное тишиной, рождало много разных детских вопросов и интерес к познанию мира.
Фото - фотобанк Лори
Милейшая Мэри Поппинс, развлекающая детей в отсутствие родителей, - недостижимая мечта многих взрослых, вынужденных ломать голову над тем, кому сидеть с их чадом во время каникул или по вечерам.
Оставлять ребенка совсем одного в поздние вечерние часы не рекомендуется, пока ему не исполнится 12 лет. К ночи все детские страхи усиливаются, поэтому 5 часов, проведенные в одиночестве в утреннее время, и тот же промежуток, в течение которого ребенок ждет родителей вечером, требуют совершенно разных нервных затрат.
Конечно, можно ссылаться на наше детство с ключом на шее или на 6-летних рабочих английских мануфактур 18-го века. Однако если рассматривать самостоятельность ребенка с точки зрения воспитания, нас не может не волновать то, какой ценой она достигается. Поэтому, опрашивая знакомых, родственников , психологов и педагогов по поводу самостоятельного пребывания дома вашего ребенка, не забудьте спросить его мнение по этому вопросу.
Чего боятся родители
Поскольку взрослые, зная творческую натуру своего ребенка, не берутся предсказывать, что он придумает в следующую минуту, их страхи носят характер вселенских катастроф.
Пожары и наводнения. Игра в кораблики с незакрытым краном или кулинарные эксперименты с включенной плитой, безусловно, могут привести к трагическим последствиям. Поэтому, прежде чем оставлять ребенка дома одного, необходимо убедиться в том, что у него сформированы прочные стереотипы безопасного поведения . Например, если он регулярно забывает выключать воду после умывания, вероятность потопа в ваше отсутствие очень высока. Важно уделить специальное время тренировке полезных привычек, чтобы свести риск к минимуму.
Травмы и отравления. Как правило, они происходят в тех ситуациях, когда ребенок, гордый своей самостоятельностью, решает быть еще более взрослым и пытается достать что-то с антресолей или принять лекарство в случае плохого самочувствия . Необходимо договориться с сыном или дочерью о том, что без вас они не будут делать того, чего никогда не делали раньше. Попросите каждый раз, когда ребенка посещает очередная гениальная идея, обязательно задавать себе вопрос: «А что сказала бы мама?».
Злоумышленники. Как ни странно, но многие взрослые боятся воров и похитителей не меньше, чем их дети. Однако, в отличие от ребенка, родители могут взвесить все факты, почерпнутые в криминальной хронике, и определить наиболее безопасное время для его самостоятельного пребывания в квартире. Лучше всего планировать дела на утро выходных или в будни с 16 до 20 часов, когда большинство соседей находятся дома.
Чего боятся дети
Чтобы оставить ненадолго ребенка одного дома, обязательно нужно его согласие. Но дети часто отказываются побыть наедине с собой из-за страхов .
Темнота. Наше географическое положение, из-за которого большую часть года светает поздно, а темнеет рано, порождает страх темноты не только у детей, но и у взрослых. Однако если последние способны контролировать свои эмоции, то детям крайне сложно бороться с охватывающей их паникой. В результате ребенок может просидеть несколько часов подряд в углу, не притрагиваясь к игрушкам или урокам. Свет, включенный во всей квартире, не спасает от страха, поскольку за окном все равно темно, и ребенок ощущает себя заложником в осажденной крепости. Для того чтобы помочь сыну или дочери подружиться с темнотой, нужно рассуждать с детской точки зрения. Например, скажите ему о том, что в темноте не видны не только таинственные опасности, но и он сам. Поэтому в любой момент ребенок может спрятаться в темноте, и она его не выдаст. Или купите ему игровой шпионский набор с прибором ночного видения. Не важно, что это будет всего лишь имитация, - детское восприятие легко наделит его нужными свойствами!
Злоумышленники. Практически все дети до 12 лет боятся воров и похитителей. Убедить их в том, что вредный отпрыск двух менеджеров среднего звена - не самая желанная добыча для киднепперов, практически невозможно. Лучше пусть выучит все телефоны экстренных служб. Установка тревожной кнопки или видеокамер также обладают хорошим психотерапевтическим эффектом, хотя и требуют определенных затрат.
Привидения, зомби и другие плоды воображения. Страх ребенка перед многочисленными сказочными и вымышленными персонажами - расплата родителей за то, что когда-то пугали его «бабайкой». Так что необходимо признаться, что вы делали это намеренно, а на самом деле никакой волчок за бочок не хватает, а домовой не уносит разбросанные игрушки . Что касается зомби и дементоров, то авторы книг и фильмов просто придумывают их, не имея другой возможности заработать себе на жизнь. В качестве подтверждения своих слов покажите ребенку ролик, посвященный работе гримеров, превращающих милых и улыбчивых актеров в монстров.
Родители не придут. Это абсолютно иррациональный страх, с которым возможно бороться, только бесконечно повторяя: «Я тебя люблю и обязательно вернусь, что бы ни случилось!».
Пришла ко мне сегодня дочка и сказала, что ее друзья едут куда-то на Азовское море в середине августа. Около 1000 км от нас.
И их мама предложила взять с собой и нашу дочку (14 лет).
Дети дружат давно. Родители адекватные.
Наша дочь часто остается у них с ночевкой. И их погодки часто остаются у нас.
Связалась с их мамой. Та сказала, что они планируют поехать на машине. Будут снимать 4 комнатную квартиру. Родители в одной, их сын (13 лет) в другой, а девочки будут спать в третьей.
Сказали, что доплатить нужно всего 10 тысяч за 7 дней прибывания.
В программу войдет аквапарк, посещение каких-то парков и кафе. И куда-то еще хотят пойти.
Вы бы отпустили ребенка?
С одной стороны, ребенок на море уже 4 года не был. Собираемся в следующем году, но для дочери это слабое утешение. Хочется здесь и сейчас. С другой - поедут на машине. Волнительно. Мягко говоря. Дочка загорелась. Прям очень хочет... Эти друзья каждый год ездят.
Муж склоняется к отказу. Но решение за мной. А я - не знаю.
sovkun
Хотела бы услышать мнение со стороны, совет, потому что сама погрязла в этой трясине бесконечного однообразия, бессонных ночей, нахождения с ребёнком дни и ночи в 4-х стенах. Ребёнку 9 месяцев, мы с мужем на грани развода. У него ко мне претензии: нет интимной жизни, дома бардак, кушать не готовлю, ему внимание не уделяю, за ребёнком слежу плохо. Теперь моё. Ребенок последние 2 месяца стал очень капризный, я не могу отойти от него ни на шаг, сразу начинает плакать, надо сидеть с ним рядом, тогда он будет играть. На руки беру не часто, но иногда приходится. Надеюсь, что это один из периодов его развития, и скоро это пройдет. Последнюю неделю он болел, я тоже болела, температура, сопли, орви. Бессонные несколько ночей, мне самой плохо, еще и ребенок не может уснуть. 3 дня даже не умывалась. Я себя не жалею, просто описываю ситуацию. От себя самой меня уже вобще тошнит. Так вот. Дома уборку делаю только элементарную: пропылесосить, помыть посуду, постирать. Про мужа: на мужа накопилась огромная обида. Еще когда была беременной, научилась от него. Его пьянки, его оскорбления. Мог матом орать на меня посреди улицы у всех на глазах. В обычном состоянии я бы этого не терпела. Но беременной видимо гормоны, просто плакала,обижалась,боялась, что могу остаться одна,а я в чужом городе, это было бы ужасно. В общем сейчас, когда прошло время, я его за это не могу простить и не прощу, то есть тепла у нас как раньше уже нет. Но можно было бы жить и так. Но я его уже просто возненавидела. Во первых за то, что он совсем не помогает мне с ребёнком. У нас нет ни бабушек, никого. Если я не спала всю ночь, это мои проблемы. Если я болею, это мои проблемы. Если ребёнку нужно отсосать сопли соплеотсосом ночью, я бужу его (одна не могу,ребенка надо держать) , а в ответ могу услышать очередную порцию хамства, что ему мешают спать. При этом он приходит с работы и может уйти в другую комнату и сидеть там в телефоне или спать. При этом,что я уже превратилась в зомби, я ещё подумаю его словам и за ним должна следить и бты идеальной хозяйкой. А я не могу. У меня нет на это сил. И его я ненавижу за то, что он в такой сложный для меня период мне не помогает. Из-за этого у меня отвращение к нему, не хочу с ним близости. Все дни я сижу с ребёнком, приходит он, начинает орать, мы ругаемся, в итоге я вобще потом обессилена и хочу только сдохнуть. Он не может даже на час взять ребенка, чтобы я вобще узнала,какого это быть одной без ребенка. Очень тяжело морально. Сегодня он сказал, что будет искать другую. Я сказала,что мне насрать, а внутри такая боль и оби да и злость. По поводу финансов - это тоже втора причина конфликтов. Квартира моя, плачу за неё я, с детского пособия я основную часть покупаю что надо ребёнку. Он свою зарплату тратит только на еду и все, остальное он откладывает себе, хотя много раз обещал отдавать зарплату. Из-за этого я знаю, что если мы разойдемся, я останусь без финансов, потому что пособия мне хватает впритык только на ребенка
297Ольга Калиниченко
Моей дочери 1 год и 8 месяцев, маловесная, самая маленькая на детской площадке из ходячих. Пока говорит отдельные слова только, и то мало.
В эту же песочницу приходит девочка, которой в мае строгалось 2 года, то есть она примерно старше моей на полгода. У этой девочки есть старшая сестра, неугомонная судя по поведению.
В начале их «знакомства» вроде все было нормально.
Сейчас ситуация резко изменилась. Когда девочка только видит соню говорит «девочка, имя», подходит к ней и вроде все нормально. Как только мать перестаёт следить, то начинается: моя поднимет игрушку, та отберёт, даже дочкины игрушки отбирает. На горке они были, я отвернулась, поворачиваюсь и вижу: та прижала рукой голову моей к стенке и прямо какое-то удовольствие получает от этого. У моей глаза на мокром месте. В общем чем дальше, тем хуже: все отбирает, отталкивает на горке обгоняет. Положительного ничего нет. Сейчас это творится и при мне и при матери. И ладно бы просто забрала, обогнала, но какое-то выражение лица у неё как будто она получает удовольствие от издевательств. Что-то животное.
Мать делает такие формальные замечания, что ребёнок слышит но не исполняет.
Сегодня довела мою до слез. Я говорю, что хватит обежать соню, я всю вижу. Тут мама подключилась, поинтересовалась. Я рассказала что да как. Ну мать сказала что это нормально.
Но в моей ситуации мой ребёнок как объект для слива чужого негатива, и у этой девочки такое выражение лица жестокое когда она творит свои безобразия. Положительных моментов в их «общении» нет.
Вот я не понимаю, неужели Мама той девочки не может следить за своим маленьким ребёнком и сказать «нельзя» чтобы последняя все поняла, моя же младше и сильно меньше из-за веса?
Или я зря паникую? Я бы не обращала внимания, но мою уже всегда щимят и лицо такое у того ребёнка, как будто он получает от этого удовольствие. Это ведь неправильно.
Есть тут детские психологи, подскажут что делать?
Name
Много спорят о том, надо ли помогать взрослым детям, но с тем, что надо помогать пожилым родителям согласны все. Я тоже согласна. Когда мы с мужем стали жить вместе, он сразу сказал, что надо будет помочь его маме переехать к нам поближе. Конечно, надо. Прошло 8 лет, мама собралась перебираться поближе к нам и выясняется, что жить она хочет чуть ли не в соседнем с нами доме. На это требуется сумма, от которой у неё после продажи её квартиры будет треть. Чтобы собрать оставшиеся 2 трети нам нужно 4 года жёстко экономить.
Предложила ей жить в моей добрачной квартире, в которой мы с мужем прожили 7 лет. До нашей новой квартиры 15 минут на такси. Она не хочет.
Мне кажется, что это просто потребленческое отношение. Или я не права? Очень хочу услышать разные мнения со стороны.
Когда можно оставлять ребенка дома одного? Однозначного ответа на эти вопросы не существует: одни дети и в 4-5 лет могут заниматься в одиночестве и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 12 лет страшно оставить без присмотра...
Когда можно оставлять ребенка дома одного?
Недавно, когда мой заболел, я была вынуждена остаться дома. Сначала я пыталась уговорить мужа прогулять работу, потом звонила вечно занятым бабушкам и дедушкам, а в заключении долго объясняла начальнику, что мне не с кем оставить больного ребенка, и я сегодня не смогу осчастливить коллег своим присутствием. Внимательно слушая мои телефонные дебаты, трехлетний карапуз ошарашил меня вопросом: "Мам, а когда я смогу остаться дома один, чтобы ты могла работать?"
Простой, на первый взгляд, детский вопрос поставил меня в тупик: действительно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как подготовить малыша к этому важному событию? Как узнать, что морально готов несколько часов провести один и при этом не пострадать? Вопросы возникали один за другим, а ответа не было...
Какой он - вкус самостоятельности
Однозначного ответа на эти вопросы не существует: одни и в 4-5 лет могут заниматься в одиночестве и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 12 лет страшно оставить без присмотра даже на несколько минут. Но, несмотря ни на что, приучать ребенка к самостоятельности все равно надо, только вот когда и как это делать.
По мнению психологов, многое зависит от характера и темперамента ребенка. Если вы не собираетесь опекать свое чадо до свадьбы, необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус самостоятельности. Согласитесь, рано или поздно все равно настанет момент, когда придется выпустить повзрослевшего ребенка из-под своего крыла. И начинать лучше с 5-6 лет. Чем дольше вы будете контролировать каждый шаг ребенка, тем больше у него будет соблазнов натворить что-нибудь запретное, впервые оставшись в одиночестве.
Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно - гомеопатическими дозами, ведь даже опасный для жизни яд в маленьких дозах полезен. Человека, привыкшего к маленьким дозам яда, весьма сложно отравить этим самым ядом. Так и здесь - при умелом дозировании самостоятельности сможет почувствовать все прелести "взрослой" жизни и научится обходить подводные камни.
В любом деле главное - хорошая подготовка. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. В качестве разминки перед основным стартом предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг. Создайте так называемую видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя ("мамин час"), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: "Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать". В качестве тренировки, можно оставить ребенка одного, но при этом не уходить из квартиры: например, примите ванну или лягте спать. Создавая ребенку видимость своего отсутствия, вы учите его рассчитывать только на себя. В то же время и вам и ребенку спокойно. Благодаря таким тренировкам быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности.
Отдельно стоит сказать о приеме пищи. Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне и не зовите его на все готовое. Пусть кроха сам нальет себе сок, сделает бутерброд и откроет йогурт. В выходной день позвольте ребенку самому приготовить завтрак: мама устала и хочет поспать. Спустя некоторое время вы увидите, что вполне ориентируется в кухонных ящиках и не умрет с голоду в ваше отсутствие. Даже если уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве лучше этого не делать. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду (например, котлету с картошкой). В 5-6 лет уже в состоянии аккуратно открыть термос, выложить его содержимое на тарелку и съесть. Если у вас есть микроволновая печь, еду можно разогреть в ней. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом. Могу сказать по собственному опыту, что если вы оставите ребенку ненавистную солянку, которую он и в вашем присутствии ест с отвращением, не сомневайтесь - он в лучшем случае спустит ее в унитаз и заверит, что все было очень вкусно. Именно так я поступала в детстве с блюдами, которые не вызывали у меня аппетита.
Первый раз - он трудный самый
Первый раз оставить ребенка одного дома и уйти - это все равно, что пройти по минному полю. Прежде всего, перестаньте нервничать. Даже если у вас на душе кошки скребут, и вы уже готовы все бросить и отказаться от этой затеи, держите себя в руках. Пока вы не поверите, что вырос и стал вполне самостоятельным, он так и будет прятаться за вашу юбку. Дети на расстоянии чувствуют психологический настрой матери, и если вы будете сильно нервничать, малышу тоже будет тревожно, а почувствовав ваше спокойствие и невозмутимость, с удовольствием примет новую увлекательную игру под названием "Один дома".
Не планируйте на первый день важных дел - все равно ничего не сделаете. Уже через секунду после того, как за вами захлопнется дверь, воображение начнет рисовать страшные картинки о том, что может случиться с ребенком в ваше отсутствие. Правильно говорят - первый раз он трудный самый. Когда моя коллега Лена первый раз оставила шестилетнюю дочку одну и уехала на работу, она за три часа выпила двенадцать чашек крепкого кофе, выкурила полпачки сигарет (при том, что она практически не курит), не сделала ровным счетом ничего и каждую секунду смотрела на часы, причем каждые двадцать минут Лена звонила домой, чтобы узнать, как дела. Но бодрый и довольный голос дочери ее не успокаивал, все три часа Лена вслух размышляла, чем сейчас занимается ее , и, надо сказать, ее фантазии были пострашнее любого фильма ужасов. Так продолжалось несколько дней. Постепенно Лена увеличивала время своего отсутствия на тридцать минут. И, спустя две недели, она уже перестала курить, хлестать кофе на нервной почве, а спокойно работала.
Начинать лучше с непродолжительных отлучек, например в ближайший магазин. За 20-30 минут не успеет совершить ничего ужасного, а лишь почувствует себя взрослым и самостоятельным. К 5-6 годам уже более-менее ориентируются во времени и умеют пользоваться часами. Перед уходом подробно объясните ребенку, когда вы вернетесь "Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на семи, я приду". И постарайтесь не опаздывать, ведь будет ждать вас. Если по возвращении вы застанете малыша испуганным и заплаканным, на некоторое время отложимте попытку приучения к самостоятельности. Значит, ваш еще морально не готов остаться в одиночестве. Попробуйте проиграть ситуацию в ролевые . Например, он - зайчик, а вы - мама-зайчиха. Мама зайчиха ушла за морковкой, а зайчик остался один дома. Пусть расскажет, чем зайчик будет заниматься, во что играть и чего он боится. Необходимо чтобы (в роли зайчика, мишки, и т.д.) проговорил все свои страхи несколько раз. Озвученные и проигранные страшные ситуации перестанут ребенку казаться таковыми. Спустя несколько недель вновь повторите попытку оставить ребенка одного.
Придя домой, постарайтесь не ругаться на малыша за устроенный им беспорядок. Любопытство - это совершенно естественное чувство (и вам оно тоже присуще). Все мы в детстве мечтали походить на родителей, стать такими же взрослыми и важными. Оставшись в одиночестве, как правило, играют с "взрослыми игрушками", подражая родителям, и от этого никуда не деться. И если однажды, придя домой, вы обнаружите, что вся ваша косметика размазана на лице любимой дочери, шариковые румяна сын использует в качестве пулек для стрельбы, а карандашами от Диора вам подписали открытку, постарайтесь не упасть в обморок и не растерзать детей. Лучше оцените их находчивость.
Я до сих пор удивляюсь терпению моей мамы, когда мы с подругой (по совместительству соседкой по коммунальной квартире), играя в индейцев, разрисовали себя безумно дорогой и дефицитной в то время польской помадой. А на ее вопрос: "Чем я теперь буду красить губы?" с детской непосредственностью предложили свою гуашь (нам тогда было по 5 лет, и это был первый раз, когда родители оставили нас одних). Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит играть вашей косметикой, и он вернется к своим игрушкам. А на первое время уберите подальше те вещи, которые вам, действительно, очень жалко. Довольно скоро кроха перестанет тайком лазить по "запретным" шкафам, поняв, что ничего интересного там нет.
Когда вы убедитесь, что спокойно переносит получасовые отлучки, можно постепенно увеличивать время. Но если вам необходимо уйти на несколько часов, пообещайте позвонить, чтобы узнать, как у него дела. Вот увидите - после короткого телефонного разговора вам станет намного спокойнее. Но даже если нормально переносит ваше отсутствие, постарайтесь всегда возвращаться к тому времени, когда ребенку пора спать. Большинство детей нормально переносят часовые отлучки мамы, но засыпать в одиночестве боятся - это природный инстинкт: детям необходимо, чтобы родители оберегали их сон.
Очень важный инструктаж
Ребенок должен четко усвоить: есть вещи, которые делать нельзя, ни при каких обстоятельствах. Вот несколько наиболее распространенных "нельзя" (возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований, главное - убедиться, что четко усвоил эти правила и не пытается тайком их нарушать).
Нельзя никому открывать дверь, даже если это пришла соседка. Причем это правило распространяется и на то время, когда родители дома. Входную дверь должны открывать только взрослые. Объясните ребенку, что у всех близких есть ключи от квартиры.
Нельзя по телефону незнакомым людям рассказывать, что он () сейчас один дома, а мама придет только через 3 часа, и вообще не разрешайте ребенку вступать в продолжительные беседы с посторонними. Скажите ребенку, чтобы незнакомым людям он отвечал приблизительно так: "Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через 3 часа". В этом случае вы, во-первых, не заставляете ребенка врать, ведь мама, действительно, занята. А во-вторых, посторонним непонятно, что малыш находится дома один.
Нельзя ничего кидать с балкона и из окна. К окнам вообще лучше не подходить и не выглядывать на улицу. Даже если в квартире очень жарко, не оставляйте открытыми большие окна (даже если на них натянута сетка от комаров), исключение составляют маленькие форточки, до которых не в состоянии дотянуться. На окна лучше поставить специальные блокирующие задвижки, которые не сможет самостоятельно открыть.
Нельзя играть с электробытовыми приборами. Дети очень часто играют с включенным пылесосом, феном или безопасной бритвой.
Около телефона должны быть список "дежурных" номеров (ваш мобильный, папин, тети, бабушки, и т.д.), чтобы в случае экстренной необходимости знал, куда ему звонить. Не рассчитывайте, что наизусть знает все номера - в самый ответственный момент память может подвести. И обязательно объясните ребенку, в каких случаях надо срочно звонить и звать на помощь.
Тест на самостоятельность
- Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
- Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
- Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
- Ребенок часто играет в ролевые , ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача).
- В играх не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют - их ломают практически все , это нормально).
- Ребенок умеет пользоваться телефоном.
- Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро "отходит" и прощает обиды.
- Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: "Я поступил плохо. Мама будет ругаться", "Я все сделал хорошо. Мама будет довольна".
- У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать , стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
- Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У "режимных" детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).
Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите "да", значит, ваш уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.
Наталья Алешина
С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.
Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:
дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;
ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;
постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.
А стоит ли?
Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:
ребенок способен сам занять себя более двух часов;
не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;
хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;
играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);
за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);
умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;
не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;
способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;
знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;
соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).
Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.
Что делать в первый раз?
Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.
С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу .
Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.
По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.
Инструктаж перед уходом
Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые . Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:
никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;
нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);
не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;
запрещается играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.
У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.
Для того чтобы малыш без опаски оставался дома один на какое-то время, важно подготовиться заранее, оценив, насколько усвоены правила. Действовать нужно постепенно – с недолгого отсутствия родителей. При необходимой подготовке нахождение ребенка дома одного благоприятно скажется на его – он ощутит себя взрослым и самостоятельным.
Маргарита Прокопец