Рекомендации по работе с семьями разного типа. Работа с неполными семьями в детском саду Воспитателя работа с многодетными семьями
Шилова Ирина
План работы с многодетными семьями
№/п Мероприятия Дата Ответственный
КОНСУЛЬТАЦИИ :
-«Наказывая - подумай как?» ;
- «Нравственное воспитание детей в семье » ;
- «О правах ребенка» ;
-«Советы многодетной семье »
в течение года
Воспитатели
2. Распространение буклетов, индивидуальные беседы. в течение года
Воспитатели
3. ФОТОГРАФИИ :
-«Разные близкие, любимые» ноябрь Воспитатели
4. ВЫСТАВКА :
Тематическая выставка книг «Семья вместе , так и душа на месте»
Воспитатели
Выставка картин «Образ семьи глазами художника » апрель Воспитатели
5. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ :
День семейного общения май Воспитатели
8. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :
Изготовление подарков для мам, открыток для членов семьи , ко Дню пожилого человека, ко Дню Российской армии, ко дню «Любви, семьи и верности »
Рассматривание иллюстраций «О маме» .
ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ :
Назови ласково родных и близких;
Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку) ;
Чей ты помощник дома?
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ :
Для меня или для всех;
Учимся уступать друг другу.
в течение года
в течение года
в течение года
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
План работы с многодетными семьями
Публикации по теме:
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..
Педагогический опыт работы с семьями воспитанников Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
План мероприятий с неблагополучными семьями № п/п Название мероприятия Содержание Сроки проведения Ответственный исполнитель 1 Составление и разработка документации Разработка Положения.
План по взаимодействию с семьями воспитанников в младшей группе План по взаимодействию с семьями воспитанников в младшей группе на 2017-2018 уч. год месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя.
План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации Согласовано: Утверждаю: ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного.
План работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников Цель: выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка,.
План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.
План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь(2-я.
Семейный детский сад - инновационная практика работы
с многодетными семьями
Стец И.М.
Старший воспитатель
дошкольного отделения №3
ГБОУ гимназия №1534
На базе ГБОУ гимназия №1534 в нашем дошкольном отделении открыто четыре семейных детских сада, воспитательный процесс в которых осуществляется мамами-воспитателями и специалистами дошкольного отделения.
Родители семейных детских садов:
1.Числятся воспитателями (младшими воспитателями) нашего учреждения, обучая и воспитывая детей дома.
2.Могут приводить детей на занятия к специалистам в дошкольное учреждение.
3.Получают информационно-методическую и психолого-педагогическую поддержку от специалистов нашего учреждения.
Основная цель нашего учреждения в работе с семейными детскими садами - методическое сопровождение и организация образовательной деятельности многодетных семей, открывших у себя дома семейный детский сад.
Педагогическим коллективом нашего дошкольного отделения осуществляется методическая, консультативная поддержка родителей-воспитателей, организуется воспитательно-образовательный процесс, посредством ориентированно-личностного подхода к воспитанникам, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, в интересах многодетной семьи.
Направления работы:
Психолого-педагогическое сопровождение.
Выстраивание и гармонизация детско-родительских отношений.
Всестороннее развитие детей из многодетных семей - диагностическая, коррекционная работа с детьми, развивающие игровые занятия.
Консультативно-методическое сопровождение мам воспитателей семейных детских садов.
Разработка и предоставление семьям практических рекомендаций по организации семейного детского сада, методических материалов по проведению занятий в разновозрастной группе.
Семейный детский сад -одна из форм образования будущего, так как является актуальным явлением, получившем большой отклик среди многодетных семей. И задача руководителя грамотно развивать и совершенствовать данную форму образования.
Главная задача в работе с многодетными семьями - помочь семье успешно адаптироваться к особенностям нового для детей и родителей педагогического пространства, организация методического сопровождения семей, открывших у себя дома детский сад.
В своей работе с семейными детскими садами мы стремимся сделать так, чтобы образовательная среда в дошкольном отделении была доступной и комфортной для воспитанников и родителей, а работа проводилась на профессиональном уровне.
Семейные детские сады создавались как вариативная форма дошкольного образования (ст. 17федеральный закон об образовании), но одновременно это реальная поддержка многодетных семей. Ведь часто мамы, имеющие маленьких детей, при всем желании не могут устроиться на работу, а оформляясь воспитателем в свой детский сад, они сохраняют рабочий стаж, получают заработную плату.
Мама воспитатель семейного детского сада может приходить с детьми на занятия к специалистам в детский сад, участвовать в различных видах совместной деятельности, в досугах, театрализованных постановках, праздниках, занятиях. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, семье, в соответствии с государственной образовательной программой, выбираются и корректируются программные задачи и формы воспитания и обучения детей. Так мама воспитатель проводит самостоятельно в домашних условиях занятия: развитие речи, математику, ознакомление с окружающим, познавательно-исследовательскую деятельность, рисование, лепку, аппликацию, наблюдения и подвижные игры.
Воспитатели семейных детских садов ежемесячно предоставляют отчет о проделанной работе в виде конспектов занятий, фотоотчеты, проекты,
участвуют в выставках поделок, которые проводятся в дошкольном отделении, посещают консультации специалистов и педагогические советы ДО. Педагоги в свою очередь, также посещают семейные детские сады и проводят необходимые консультации с мамами воспитателями и занятия с детьми.
Значительно облегчает и ускоряет организационно-педагогическую деятельность (особенно с удаленными семейными детскими садами) такие интерактивные формы работы, как дистанционное обучение, консультирование, сдача отчетной документации и табелей.
посредством интернет-ресурсов. Это позволяет воспитателям семейных детских садов и педагогам дошкольного отделения действовать более активно и слаженно.
Помимо успешной социализации и адаптации детей к особенностям педагогического процесса реализовалась социализация и интеграция мам воспитателей с коллективом дошкольного отделения, закрепление их статуса в педагогическом социуме гимназии.
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Тема: Работа с неполными семьями в условиях ДОУ
Описание: В данном материале рассматривается актуальная тема - неполная семья, а также причины их возникновения, основные направления работы детского сада с родителями неполных семей, задачи и принципы, формы и методы работы с этими семьями.
Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд факторов, переплетаясь, осложняют жизнь неполной семьи:
1. Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка.
2. Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (то есть помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.)
3. Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе);
4. Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности.
5. Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком.
6. Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, а затем и в школе и т.д.
Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.
Учебный год в нашем дошкольном учреждении для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняем следующие факторы:
Полная или неполная семья. Уточняем причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи.
Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок).
Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.).
Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное).
Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи).
Поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.
Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).
Чтобы выяснить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, мы всесторонне изучаем семьи: проводим анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Обращаем внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. Проанализировав и обобщив полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство неполных семей – неполные с рождения ребенка – 15%.
2. Неполные семьи в результате развода – 11% (16 семей) в результате смерти одного родителя – 0,8 % (1 семья).
3. Имеются семьи официально не зарегистрированные – 4,2 %.
4. Неполные семьи из категории группы риска.
5. Большинство родителей из неполных семей не могут назвать права ребенка – 80 %.
6. При конфликте применяют физическое наказание – 55 %.
7. Используют в общении с ребенком нецензурные выражения – 27%.
8. Присутствует авторитарный стиль общения – 87 % семей.
9. Запрещают общение со вторым родителем – 29%.
10. Второй родитель сам отказывается от участия в воспитании своего ребенка – 4 %.
11. В неполных семьях в основном воспитанием ребенка занимаются бабушка и дедушка – 0,8 %.
Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании работы с семьей внутри детского сада, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи.
Основные направления работы ДОУ с родителями из неполных семей таковы:
1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
3. Защита прав ребёнка,
4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры;
5. Организация семейного досуга.
Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, мы поставили такие задачи работы с этими семьями:
1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.
Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
В методическом кабинете ДОУ педагогическим коллективом собран богатый и разнообразный материал, способствующий реализации данных принципов на практике:
Нормативно-правовые документы по семейному воспитанию;
Материалы, помогающие воспитателям получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.);
Материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей;
Материалы для подготовки общения с родителями (различные конспекты организации различных форм общения с родителями, практические материалы по различным аспектам воспитания);
Материалы методической работы с педагогами по вопросам общения с семьей (различные формы методической работы с педагогами, примерная тематика общения с родителями, педагогические ситуации и т.д.);
Наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).
Педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями:
Создание банка данных о семьях воспитанников
Неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка);
Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения;
Проведение дней открытых дверей ДОУ;
Проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
Посещение педагогом семей на дому;
Организация внутригрупповых досок Почёта;
Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);
Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.)
Консультативная помощь специалистов ДОУ;
Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей;
Проведение анкетирование, опросов родителей;
Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д.
Проекты различной направленности: «Наши друзья комнатные растения»,
Совместные тематические вернисажи (книги, детские работы):
Наглядно-педагогическая пропаганда:
Из опыта работы мы видим, что родитель (а, как правило, в большинстве семей это мать), воспитывающий ребёнка один, не всегда может справиться со своими педагогическими обязанностями. Для многих одиноких матерей характерны крайности: то ласкают ребёнка, то всё разрешают, то становятся чрезмерно строгими и что разрешили ранее, начинают запрещать. Такие колебания или зависят от настроения, или вызываются отрицательной оценкой кем-то из окружающих поведения ребенка. Все это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях матери с ребенком, на формировании его характера. Поэтому педагоги тактично обращают внимание таких матерей на последовательность в их поведении, в требованиях к ребенку, помогают им в анализе собственных педагогических воздействий, их эффективности. Активно используем в этих случаях такие формы работы: индивидуальные беседы, анализ педагогических ситуаций, игровой метод.
Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью мы утверждаем, что такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями педагогов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в неполных семьях чаще встречается трудные дети, но замечания воспитателя, а отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается матерями болезненно. По этой причине индивидуальных беседах мы стараемся говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекаем мать в анализ детского поведения. И всегда подчеркиваем всё то хорошее, что есть в ребенке.
В индивидуальных беседах с родителями обращаем внимание:
Матери (или отца) на важность создания положительного отношения ребенка ко второму родителю;
Способствуем тому, чтобы общение ребенка с обоими родителями было систематическим;
Стараемся по возможности снизить или даже нейтрализовать влияния на детей родителей, ведущих себя аморально и безответственно (обращаемся за помощью в инспекцию по делам несовершеннолетних, в отдел опеки, в приют);
Проводим дифференцированную разъяснительную работу со старшими членами семьи, резко отрицательно реагирующими на общение ребенка с отцом,
Привлекаем по возможности родителей, отдельно живущих родителей к воспитанию ребёнка, к его жизни ребенка в детском саду.
Мы с уважением относится к одиноким родителям (в основном это матери). Тех, кто имеет хороший опыт воспитания, в нашем детском саду избираем в родительский комитет группы (детского сада), выражаем благодарности за активное участие в жизни ДОУ.
Но есть родители, к нашему большому сожалению, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно. К таким родителям приходится применять другие формы и методы работы совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки администрации города. На опыте мы убедились, что нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье.
Активное использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьей позволяет добиваться понимания и интереса у большинства родителей к обсуждаемому материалу, возникновения у них ассоциаций с собственным опытом. Большинство родители из неполных семей стали нашими активными помощниками, союзниками. Дети из неполных семей стали намного общительнее, эмоциональнее, их отношения с другими детьми и взрослыми улучшились. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогами позволяет вести активную работу семьями дошкольников по различным направлениям.
План работы с неполными семьями по кварталам.
Сентябрь – Октябрь - Ноябрь1. Изучение индивидуальных особенностей семей, ее воспитательных возможностей, классификация семей по видам (степень благополучия, количество детей, консультации, родительская справка «изменение фамилии»).
2. Предложить родителям домашнее задание: составить перечень в чем нуждаются их дети, по степени значимости: движения, игра с родителями, друзьями, красивые вещи, лакомства, ласка, похвала.
3. Выявить причины неблагополучия семей. Индивидуальные беседы с родителями, относящимися к данной категории (понимают ли они, что их семья нуждается в «лечении», какие видят пути выхода из создавшейся ситуации).
Декабрь – Январь - Февраль
1. Родителям предлагается понаблюдать за игровой деятельностью ребенка в стенах детского сада. Консультация «Чем занять детей дома».
2. Приглашение и участие в новогодней сказке «В гостях у золушки». Изготовление карнавальных костюмов.
3. Анализ конфликтных ситуации. Ситуация - «Я - это он» (для представителей семей с 1-м, 2-мя детьми: представьте себе, как поведет себя ребенок, если его отозвать от любимого занятия, не купить понравившееся лакомство).
Март – Апрель - Май
Если ребенка воспитывает одна мама.
1. Тематическая встреча: «Быть матерью не так просто, как обычно думают». Выставка методической литературы.
2. «Поговорим за чашкой чая» Праздничное чаепитие. Знакомство с книгой Б. Спока «Разговор с матерью» (выбор глав).
3. Встреча родителей с учителем школы «Ребенок идет в первый класс».
Памятка для родителей «Психологическая готовность родителей к школе»
Июнь – Июль - Август
1. Размышления дедушки (бабушки) обмен опытом. Консультация «Вечный компромисс».
2. Досуг в семье. Обмен опытом.
3. Родительское собрание «Знакомство с планом работы детского сада на летний период». Задачи родителей.
При осуществлении социальным педагогом работы с семьями необходимо прежде всего ориентироваться на цели и сущность государственной семейной п олитики России, которая основана на следующих положениях. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства», - гласит ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Этим правам корреспондируют определенные обязанности государства, а также других лиц.
Комплекс прав, связанных с семьей, закреплен в СК РФ. Немало норм закреплено также в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и др. 11, с. 17. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяет формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК РФ).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Учитывая требования вышеуказанных правовых актов, социальный педагог строит свою работу с семьей 7, с. 357.
При этом социальному педагогу, прежде всего, следует обратить внимание на своевременное предупреждение и нейтрализацию кризисных ситуаций в семье.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи 21, с. до 96.
При нейтрализации главная цель -- мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса 20, с. 6.
В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?
1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить многодетная семья 12, с. 217.
2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.
3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних 13, с. до 224.
4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети которых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении с детьми, и т.п. 19, с. 136.
При создании родительского лектория можно порекомендовать следующие темы 25, с. 73: педагогика и психология -- науки о развитии и воспитании ребенка; о роли родителей в воспитании детей; отношения в семье различных поколений; воспитание трудного ребенка; воспитание детей с физическими и умственными отклонениями; воспитание в труде; подготовка ребенка к школе; эстетическое воспитание ребенка в семье; половое воспитание; религиозное воспитание; опасности детского курения и наркомании.
Многодетная семья нуждается в более практических советах: как правильно кормить детей разного возраста, как прививать детям навыки культуры поведения и т.д. 27, с. 10.
5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике. Следует помнить, что «кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому расстройству ребенка» 14, с. 39.
6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав -- передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей 5, с. 75.
Социальный педагог обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение колясок для детей, получение путевок для летнего отдыха. Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты. Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства подростка, за которым нужен постоянный контроль 4, с. 105.
Первоначально, с чего начинает социальный педагог - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. Самый распространенный и естественный метод изучения семьи -- метод наблюдения.
Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача -- создать в семье новые отношения. Это можно решить с помощью следующих технологий: вовлечение семьи в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в саду, в огороде, в быту 17, с. 218.
Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.
Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации 30, с. 181.
Существует практическая технология, реализуя которую социальный педагог составляет «карту семьи
Особое внимание заслуживают технологии работы социального педагога по педагогическому просвещению семьей, где есть неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития
Для начала, в такой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице -- трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным. Здесь необходима чуткость социального педагога.
Итак, систематическое разностороннее педагогическое просвещение семьи предусматривает, прежде всего, ознакомление родителей с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми. Педагогическая просветительская работа социального педагога должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.
Татьяна Хмарина
Ведущий :
В современном мире есть мнение, что если у женщины много детей , то у нее нет времени для себя, для своих увлечений. Многие считают , что многодетные мамы проводят время только на кухне и убираясь по дому. И что нереально встретить красивую и ухоженную многодетную маму .
Неужели понятие красоты и ухоженности несовместимо со статусом многодетной мамы ? И когда начинаешь знакомиться с их жизнью, понимаешь обратное : что их жизнь радостная и полноценная, у них красивые и чистые дома, детки веселые и общительные, а у такой мамы, оказывается, есть много разных увлечений . Красивая и ухоженная многодетная мама – это реально ?
Семь мам больших семейств поделятся с нами своими секретами, позволяющими им успешно вести хозяйство , с радостью общаться с мужем и детьми и оставаться самими собой.
Представьтесь, пожалуйста, и расскажите о себе.
(мамы рассказывают о правилах в своей семье ) .
Песня «Весенние цветочки» исполняют Лиана, Даша, Вика, Маша.
Ведущий : Мамочки с первенцами часто жалуются : времени нет, я ничего не успеваю , иногда даже поесть толком или сходить в душ нет времени, а что уж там говорить о том, чтобы выйти куда-то с мужем или заняться тем, о чем так давно мечтала.
А как же те, у кого не один малыш, не два, а трое, четверо, пятеро - как же им удается найти время и на детей, и на мужа, и на себя? Так, чтобы и в семье все были сыты , довольны, обласканы, и самой было не стыдно на улице показаться? Удается ли им это?
Чтобы многодетная мама чувствовала себя счастливой женщиной, а не рабыней своей семьи , они следуют некоторым правилам. Расскажите, какие правила существуют в вашей семье .
Ведущий. Да, конечно, самый главный помощник - распорядок дня. Дети легко подлаживаются под размеренный ритм жизни семьи .
Ведущий. Большинство наших героинь с увеличением количества детей в семье стали более организованными и целеустремленными, открыли в себе новый источник сил, вдохновения и творчества. Поделитесь своими открытиями.
Ведущий :
У каждого человека есть своя семья , самые близкие тебе люди : родители, сестры, братья, дедушки и бабушки.
Я предлагаю Вам, ребята, прослушать и отгадать загадки.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … ответы детей : семья !
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо :
Всех милее наша … ответы детей : мама !
Он научит гвоздик вбить,
Даст машину поводить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый … ответы детей : папа!
Кто любить не устает,
Для всей семьи пирог печет
И вкусные оладушки?
Это наша … ответы детей : бабушка!
Он - мужчина, и он сед,
Папе - папа, мне он … ответы детей : дед!
Молодцы! С загадками все справились!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Получился круг у нас,
Начинаем игропляс!
Проводится игра «Играй и танцуй» .
(Под веселую музыку мамы с детьми танцуют)
Ведущий. Большая ошибка многих мам - пытаться быть во всем «отличницей» . Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни» ? «Готовит, убирает, за детьми смотрит - и всё одна? Тяжелоо!» Не нужно пытаться все дела взвалить на себя, стремясь стать супер-мамой. Истощение и разочарование наступят очень быстро. Для мамы и хозяйки важно уметь делегировать обязанности (мужу, детям, родителям, няне, уметь привлекать помощников и не стесняться использовать вещи, которые могут облегчить быт. А кто ваши помощники?
(Мамы рассказывают о своих помощниках) .
Ведущий. Яркой отличительной особенностью большинства семей наших героинь является то, что даже младшие члены семьи уже активно помогают старшим и имеют свои обязанности.
Какие обязанности имеют ваши дети?
Песня «Мама – солнышко мое » исполняют мальчики из многодетных семей .
Ведущий. А знаете ли вы своих детей? (Дети отрывают лепесток от цветка с заданием для мамы) .
1. Как зовут лучшего друга (подругу) вашего сына (дочери) ?
2. Любимое блюдо вашего ребёнка?
3. В какие игры больше всего любит играть ваш сын (дочь) ?
4. Любимый мультфильм вашего ребёнка?
5. Любимая сказка вашего ребёнка?
6. Чем любит заниматься ваш ребёнок в выходной день?
7. Кто читает вашему ребёнку сказки?
Ведущий :
Как вы думаете, ребята, кто опора семьи , на ком держится дом?. ответы детей
Конечно же, это мама ! Счастлив тот, кто с детства знает мамину любовь, ласку, заботу. И как счастлива мама , когда ей отвечают тем же.
Стихотворение о маме прочитает Зина.
Ведущий. Ребята, когда вы подрастёте, у каждого из Вас будет своя дружная, крепкая, любящая и любимая семья . Ведь такая семья – главное богатство в жизни каждого человека. Несомненно, у каждого человека должен быть дом, не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут, где человеку тепло и уютно.
Я предлагаю вам построить дом своей мечты. Сейчас мамы и дети будут строительной бригадой.
(Из кубиков строят дом) .
Ведущий : Дети у нас есть, дом построили. Осталось посадить дерево. У каждого из вас есть сердечки. Напишите на сердечке черту характера или качество, которым бы вы хотели наделить своего ребенка. Сердечки повесим на дерево. Оно волшебное. Будем надеяться, что оно исполнит ваши пожелания. (Мамы пишут на сердечках пожелания своим детям) .
Музыкальный номер от многодетной семьи .
Ведущий. На память о нашей встрече мы создадим картины «Разноцветные ладошки» .(Идея с maam) . Мама обладает многими качествами . Все эти качества напоминают радугу : красный - жизнь, оранжевый - здоровье, жёлтый - солнечный свет, зелёный - природа, голубой - магия, синий - спокойствие/гармония, фиолетовый - сила духа/духовное начало.
А детская ладошка – желтого цвета. Ведь ребенок для мамы всегда будет ее солнышком. (Мамы и дети создают картины) .
Ведущий : Один ребенок - это огромное счастье, а трое и больше - неисчерпаемый источник любви и энергии. Я хочу пожелать вам : пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем. В минуты, когда Вам особенно тяжело, вспоминайте, что Вы - обладательница огромного счастья , которое всегда рядом. Оглянитесь вокруг : даже одна искренняя детская улыбка заставляет нас сворачивать горы. Сил Вам, здоровья и поддержки всех членов семьи !
Слова благодарности от многодетных мам .